• Константин Эдуардович Циолковский

    Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года под Рязанью, в селе Ижевское. Однако он жил здесь совсем недолго. Когда ему исполнилось 3 года, у Эдуарда Игнатьевича, отца будущего ученого, начались трудности на службе. Из-за этого семья Циолковского переехала в 1860 году в Рязань. Мать занималась начальным образованием Константина и его братьев. Именно она научила его писать и читать, а также познакомила с азами арифметики. "Сказки" Александра Афанасьева – книга, по которой выучился читать Циолковский. Его мать научила своего сына только алфавиту, а как составлять слова из букв, Костя догадался сам. В возрасте девяти лет Костя, катаясь в начале зимы на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после тяжёлой болезни частично потерял слух. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам. Но мальчик не отчаялся, не утратил интерес к жизни. Именно в это время он начал увлекаться мастерством. Циолковский полюбил делать из бумаги различные фигурки. «Мне нравилось делать кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями и пр. Всё это было из бумаги и картона и соединялось сургучом», — напишет он позже.

    Эдуард Игнатьевич в 1868 году вновь остался без работы. Семья перебралась в Вятку, где отец Константина получил новую должность. В 1869 году Костя вместе с младшим братом Игнатием поступил в первый класс мужской Вятской гимназии. Учёба давалась с большим трудом, предметов было много, преподаватели строгие. Очень мешала глухота: «Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки». В том же году пришло печальное известие из Петербурга — умер старший брат Дмитрий, учившийся в Морском училище. Эта смерть потрясла всю семью, но особенно мать - Марию Ивановну, которую очень любил Костя. В 1870 году она неожиданно скончалась.

    Горе придавило осиротевшего мальчика. И без того не блиставший успехами в учёбе, угнетённый свалившимися на него несчастьями, Костя учился всё хуже и хуже. Гораздо острее ощутил он свою глухоту, препятствовавшую его учёбе в школе и делавшую его всё более и более изолированным. За шалости он неоднократно подвергался наказаниям, попадал в карцер. Во втором классе Костя остался на второй год, а с третьего (в 1873 году) последовало отчисление с характеристикой «… для поступления в техническое училище». После этого Константин уже никогда и нигде не учился — занимался исключительно самостоятельно; во время этих занятий он пользовался небольшой библиотекой отца (в которой были книги по естественным наукам и математике). В отличие от гимназических учителей, книги щедро оделяли его знаниями и никогда не делали ни малейших упрёков. В это же время Костя приобщился к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготовил астролябию, домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы. Устройства приводились в движение спиральными пружинами, которые Константин извлекал из старых кринолинов, покупаемых на рынке.

    Эдуард Игнатьевич, поверив в способности своего сына, решил послать его в Москву, чтобы тот поступил в Высшее техническое училище (сегодня это МГТУ им. Баумана). Это произошло в июле 1873 года. Однако Костя в училище так и не поступил по неизвестной причине. Он продолжил заниматься самостоятельно в Москве. Циолковский жил очень бедно, однако упорно стремился к знаниям. Все свободные деньги молодой учёный тратил на книги, приборы и химические препараты. Каждый день юноша ходил в Чертковскую публичную библиотеку - единственную бесплатную библиотеку в Москве, где штудировал науки. Здесь он познакомился с Николаем Федоровичем Федоровым, основоположником русского космизма. Этот человек заменил Константину университетских профессоров. Циолковский в первый год жизни в Москве изучил физику и начала математики. За ними последовали интегральное и дифференциальное исчисление, сферическая и аналитическая геометрия, высшая алгебра. Позднее Константин взялся за механику, химию, астрономию. За 3 года он полностью освоил программу гимназии, а также значительную часть университетской программы. Отец к этому времени уже не мог обеспечивать жизнь Циолковского в Москве, поэтому осенью 1876 года Константин возвратился домой в Вятку.

    Напряженная работа и тяжелые условия жизни в Москве привели к ухудшению зрения. После возвращения домой Циолковский начал носить очки. Вернувшись домой, он стал давать частные уроки по математике и физике. Через некоторое время он уже не нуждался в учениках, поскольку показал себя талантливым педагогом. Циолковский при ведении уроков применял разработанные им самим методы, среди которых главным была наглядная демонстрация. Циолковский для уроков геометрии делал модели многогранников из бумаги, проводил вместе с учениками опыты по физике. Этим он заслужил славу педагога, понятно объясняющего материал. Ученики любили занятия Циолковского, на которых всегда было интересно.

    Игнатий, младший брат Константина, умер в конце 1876 г. Братья были очень близки с детства, поэтому его смерть стала очередным ударом для Константина. После выхода в отставку главы семейства, в 1878 году семья Циолковских возвратилась в Рязань. Константин сразу после приезда прошел медкомиссию, по результатам которой из-за глухоты был освобожден от прохождения военной службы. Для того чтобы продолжить работать учителем, требовалась подтвержденная квалификация. И Циолковский справился с этой задачей – осенью 1879 г. он успешно сдал экзамен экстерном в Первой губернской гимназии и с тех пор официально стал учителем математики. Министерством просвещения Циолковский был направлен на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии, и в январе 1880 года учёный покинул Рязань.

    В Боровске, неофициальной столице старообрядчества, Константин Циолковский жил и преподавал 12 лет, создал семью, приобрёл нескольких друзей, написал свои первые научные работы. В это время начались его контакты с российским научным сообществом, вышли первые публикации. Летом 1880 г. Циолковский женился на дочери хозяина комнаты, в которой он жил, - Варваре Евграфовне Соколовой. Константин Эдуардович работал в Боровском уездном училище преподавателем, параллельно продолжая научную деятельность у себя дома. Он делал чертежи, трудился над рукописями, ставил эксперименты. Первая его подлинно научная работа появилась в 1881 году - "Теория газов". Однако из ответа Д.И. Менделеева он узнал, что открытие этой теории произошло еще 25 лет назад. Этот факт стал неприятным открытием для Константина, причинами его неосведомлённости были изолированность от научного сообщества и отсутствие доступа к современной научной литературе. Несмотря на неудачу, Циолковский продолжил исследования.

    Одной из основных проблем, которая занимала учёного с момента приезда в Боровск, была теория аэростатов. Ученый разработал свою конструкцию аэростата, которую описал в очередном сочинении "Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлинённую форму" (1885-86). В этом труде было обосновано создание принципиально новой, оригинальной конструкции дирижабля, имеющего тонкую металлическую оболочку. Позднее Циолковский представил свое изобретение научному сообществу в Москве.

    В Боровске у Циолковских родилось четверо детей: старшая дочь Любовь (1881) и сыновья Игнатий (1883), Александр (1885) и Иван (1888). Циолковские жили бедно, но, по словам самого учёного, «в заплатах не ходили и никогда не голодали». Большую часть своего жалования Константин Эдуардович тратил на книги, физические и химические приборы, инструменты, реактивы.

    23 апреля 1887 г. Циолковский возвращался из Москвы после доклада о своем дирижабле. Именно тогда в доме учёного произошел пожар. В нем сгорели модели, рукописи, библиотека, чертежи и все имущество семьи, кроме швейной машинки (ее успели выбросить во двор через окно). Это был очень тяжелый удар для Циолковского. Он выразил свои чувства и мысли в рукописи под названием "Молитва".

    Для большинства сослуживцев и жителей Боровска Циолковский был чудаком, "сумасшедшим изобретателем". В училище он никогда не брал «дань» с нерадивых учеников, не давал платных дополнительных уроков, по всем вопросам имел собственное мнение, не принимал участия в застольях и гулянках и сам никогда ничего не праздновал, держался обособленно, был малообщительным и нелюдимым.

    Д.С. Унковский, директор народных училищ, 27 января 1892 г. предложил перевести в уездное училище Калуги одного из "усерднейших" и "способнейших" преподавателей - речь шла о Циолковском. В Калуге Циолковский прожил всю оставшуюся жизнь. С 1892 г. он работал в Калужском уездном училище преподавателем геометрии и арифметики. С 1899 г. ученый вел занятия по физике в женском епархиальном училище. В Калуге Циолковский написал свои основные труды по теории реактивного движения, космонавтике, космической биологии и медицине. Кроме того, продолжил заниматься теорией металлического дирижабля. В 1921 году, после завершения преподавания, ему назначили пожизненную персональную пенсию. С этого времени и до самой смерти биография Циолковского отмечена погружением в исследования, реализацией проектов, распространением своих идей. В Калуге у Циолковских родились сын и две дочери. В то же время именно здесь Циолковским пришлось пережить трагическую смерть многих своих детей: из семи детей К. Э. Циолковского пятеро умерли ещё при его жизни.

    В Калуге Циолковский познакомился с учёными А. Л. Чижевским и Я. И. Перельманом, ставшими его друзьями и популяризаторами его идей.

    Самыми тяжелыми для Циолковского стали первые 15 лет ХХ века. В 1893 году умер от коклюша малолетний сын Леонтий. В 1902 году покончил собой другой его сын - Игнатий. В 1908 году его дом во время разлива реки Оки затопило. Из-за этого были выведены из строя многие машины и экспонаты, утеряны многочисленные уникальные расчеты.

    В 1919 году Русское общество любителей мироведения сделало ученого своим членом и назначило ему пенсию. Это спасло Константина Эдуардовича от голодной смерти в период разрухи, поскольку Социалистическая академия 30 июня 1919 г. не приняла его в свои ряды и оставила тем самым без средств к существованию. Циолковскому даже пришлось посидеть в московской тюрьме и подвергнуться многочисленным допросам, пока неизвестное высокопоставленное лицо не спасло учёного-самоучку.

    В 1918 Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (в 1924 году переименована в Коммунистическую академию), а 9 ноября 1921 года учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Эту пенсию учёному выплачивали до самой смерти. 19 сентября 1935 года, на 79-м году жизни, в Калуге Константин Эдуардович Циолковский скончался от тяжёлой болезни.

    Дирижаблестроение и космические полеты – главные проблемы, которым ученый посвятил всю свою жизнь. Циолковский предложил ряд идей, нашедших применение в ракетостроении. Это газовые рули, предназначенные для управления полетом ракеты; использование компонентов топлива с целью охлаждения внешней оболочки корабля во время входа космического аппарата в земную атмосферу и др. Что касается области ракетных топлив, то и здесь проявил себя Циолковский. Исследовал множество различных горючих и окислителей, рекомендовал использовать топливные пары: кислород с углеводородами или водородом. Изобретения его включают в себя схему газотурбинного двигателя. Кроме того, он в 1927 году опубликовал схему и теорию поезда на воздушной подушке. Впервые предложил шасси, выдвигающиеся внизу корпуса, именно Циолковский.

© Культурно-просветительский проект «Россия - родина космонавтики»

Разработка сайта: студия «25-й кадр»