• Юрий Алексеевич Гагарин

    Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой и проявил к ней исключительные способности. В 15 лет, в 1921 году, юноша познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

    Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

    За время учёбы в МВТУ Сергей Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М.К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Так, планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано лётчиком В. А. Степанчонком в ходе VII Всесоюзного планерного слёта в Коктебеле 28 октября 1930 г. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.

    В 1931 году Сергей Королёв и Фридрих Цандер (талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей, инженер-изобретатель) создали в Москве общественную организация, которая называлась "Группа изучения реактивного движения (ГИРД)", впоследствии переросшая в государственную научно-конструкторскую лабораторию по разработке ракетных летательных аппаратов. В последующие пять лет под руководством Сергея Павловича создаются и запускаются ракеты различных конструкций.

    В 1938 году С.П. Королёва арестовали по обвинению во вредительстве, и до 1944 года он становится политзаключённым. В это время он продолжает работать как авиаконструктор, только уже в статусе заключённого, при различных конструкторских бюро.

    В 1946 году Королёва назначают Главным конструктором Особого конструкторского бюро №1 в подмосковном Калининграде для разработки баллистических ракет дальнего действия. Первой задачей, поставленной правительством перед С.П. Королёвым как Главным конструктором ОКБ-1 и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание из советских материалов аналога ракеты Фау-2 - первой в мире баллистической ракеты дальнего действия, разработанной немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятой на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны. Уже в 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта — до 3000 км. В последующие 10 лет под руководством Сергея Королёва создаётся целый ряд баллистических ракет, принятых на вооружение СССР.

    В 1955 году С.П. Королёв, М.В. Келдыш и М.К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу, и 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

    Параллельно с подготовкой к пилотируемым полётам Королёвым продолжают вестись работы над спутниками. Так, в 1959 году создаются и запускаются три автоматические станции к Луне: «Луна-1» пролетела вблизи Луны, впервые зарегистрировав Солнечный ветер, «Луна-2» впервые в мире совершила перелёт с Земли на другое космическое тело, доставив на Луну вымпелы Советского Союза, «Луна-3» впервые выполнила фотографирование обратной (невидимой с Земли) стороны Луны, было отснято около 70% обратной стороны Луны. В дальнейшем С.П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

    12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека в космос — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина — по околоземной орбите.

    Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз». Он скончался от тяжёлой болезни 14 января 1966 года в Москве, похоронен в некрополе у Кремлёвской стены.

© Культурно-просветительский проект «Россия - родина космонавтики»

Разработка сайта: студия «25-й кадр»